Электронный билет — путь в Европу или афера?

Вслед за внедрением судьбоносной транспортной схемы, узнаваемой за лозунгом «Спасибо мэру Садовому за то, что пешком иду домой», в горсовете решили еще и «европеизировать» Львов, внедрив электронный билет. Для этого нашли иностранного инвестора, возможность взять кредит и производителя валидаторов.По словам чиновников, е-билет позволит легализовать средства, в свою очередь приведет к увеличению денежного обращения.
А от этого, мол, выиграют все: и жители, поскольку контроль над общественным транспортом позволит откорректировать маршруты и время движения, и перевозчики, зарабатывать больше, и городской бюджет, в который будет поступать больше налогов. Однако и у депутатов, и у перевозчиков возникают серьезные сомнения по поводу целесообразности проекта. По их мнению, с внедрением системы обязательно вырастет цена на проезд. Также народным избранникам не до конца понятно, кому в дальнейшем мы будем платить за него.Поэтому депутаты уже дважды не поддержали проект и, кажется, не имеют такого намерения.
Теневые деньги — на свет
«По оценкам экспертов, внутренний ресурс средств у нас — огромный, ведь от 20 до 40 процентов средств за перевозку сейчас в тени, — со знанием дела комментирует Сергей Кираль, начальник управления внешнеэкономических отношений и инвестиций Львовского городского совета. — А это — сотни миллионов гривен. Если мы «вытащим» этот ресурс из тени и легализуем его, от этого все только выиграют. Во-первых, из системы будут получаться налоги, во-вторых, сами водители будут иметь нормальную зарплату. Не такую, как сейчас — минимальное, а действительно достойный, с соответствующими отчислениями в то же Пенсионный фонд и городской бюджет. Кроме того, появятся средства на модернизацию подвижного состава для перевозчиков и система быстрее окупится «.
Первый этап внедрения проекта обойдется «всего» в 42 миллиона гривен.»Структура финансирования такая, — объясняет Сергей Кираль. — 42 миллиона стоит первый этап. Первый том, что многие расходы мы к нему не внесли, к примеру, закупку автоматов пополнения е-билета. Один такой аппарат стоит 32 тысяч евро, а их для города нужно минимум 100. Поэтому мы решили сэкономить на их закупки и будем продавать пополнения через клиентские центры, через интернет пополнения, I-boxы, у продавцов в киосках или магазинах будут специальные терминалы.
Так из 42 миллионов 28, 5 — кредитные средства коммерческого банка, 7,7 миллионов гривен — уставный капитал совместного предприятия. С этой доли 3, 8 миллиона — вклад города, эти средства внесет городское коммунальное предприятие, которое будет представлять Львов и иметь долю 51 процент от участия в предприятии. Остальные, 3, 6 миллионов — деньги инвестора «Rigas kart».5500000 наш инвестор согласился предоставить как беспроцентный заем на приобретение оборудования. В предварительной договоренности о времени возвращения беспроцентного займа шла как минимум о год «.
Депутаты городского совета, Юрий Кужелюк и Михаил Хмель убеждены, что не удастся внедрить такую ​​систему, которая требует больших инвестиций, без существенного увеличения цены на проезд.
«Главные вопросы к электронного билета: экономические расчеты билета, технология внедрения и кто будет его внедрять, — говорит депутат городского совета Юрий Кужелюк. — Или проект внедрять совместное предприятие, которое потом получать деньги на глупость, лучше, чтобы за внедрение взялось наше коммунальное предприятие, скажем, «Львовэлектротранс», и деньги будут направлены на его развитие. Самое главное — сколько на нем можно будет заработать, на чем это основываться, и объяснение, почему надо создать совместное предприятие. Ведь все те доходы — 15 процентов от выручки по всему обращения — имеют отходить совместному предприятию. А это — десятки миллионов гривен!
Это такое предприятие, за участие в котором можно последнюю рубашку продать, потому что оно вечно и там вечные доходы. А миссия у предприятия будет только один: сначала все наладить, а дальше направлять контроллеров и делать ремонты. Все перевозчики уверяют, что внедрение этой системы приведет к росту стоимости билета, ведь если перевозчикам нужно заплатить две или три тысячи евро за ОДИН валидатор, то они непременно переложат это на плечи пассажиров.Еще интересный нюанс: где мы будем покупать те валидаторы? Можно изучить все предложения? ».
«Поскольку на перевозчиков ложится бремя оснащение своих транспортных средств валидаторами, стоимость которых немалая, то цена на проезд в маршрутках может вырасти, — комментирует депутат городского совета Михаил Хмель. — Кроме того, я считаю, что Львов сможет и сам внедрить электронный билет . Это, прежде всего, интересна коммерческая идея, и я не вижу здесь столь большой доли средств инвесторов в создании такого предприятия.
Это все равно получения кредитных средств, под кредит предоставляется коммунальное имущество. Думаю, что многие предприниматели Львова охотно взялись за создание такого предприятия. Поэтому голосовать за е-билет я буду только после того, как расставят все точки над «и», потому что прежде мне это пахнет какой-то большой аферой «.
У перевозчиков своя точка зрения: даже при том, что валидаторы и GPS установят за средства горсовета, для нормального функционирования системы, особенно по новой схеме, денег не хватает.
«Электронный билет и организация доходов — разные вещи, — комментирует Роман Лобода, председатель Ассоциации перевозчиков Львовщины. — Электронный билет имеет целью тотально, стопроцентно обеспечить оплату проезда деньгами. И это очень важно, ведь сегодня льготники не платят за проезд . Поэтому возникает очень важный вопрос — а кто будет обеспечивать оплату льготникам? А вопрос о стоимости проезда — это уже оскомина. Мы европейский город, по крайней мере географически, а цена проезда в Европе далеко не такая как у нас. И это при том, что цены на топливо, запчасти, шины, СТО такие же, как в Европе. И когда нам говорят: «Люди не могут платить больше», а как мы можем ездить? Поэтому электронный билет еще раз стопроцентно докажет, что финансовых потоков не хватает «.
В городском совете же убеждены — электронный билет позволит перевозчикам возможность зарабатывать больше. «Расчеты основаны на» полевых «исследованиях управления транспорта и работы экспертов» Rigas kart «, их партнеры компания ASC, принадлежащих группе» ХЕROX «, которая является мировым лидером по внедрению системы е-билета, — продолжает Кираль. — И, кстати, по их словам, во всех других городах мира при внедрении системы возникали проблемы в первые четыре месяца.
Именно столько времени нужно для адаптации и «видшлифування» системы. В свое время управление транспорта провело исследование, по результатам которых и обнаружили процент теневых средств. Для этого набрали волонтеров, которые садились у водителя не догадывался об исследовании, и считали, сколько денег он заработал. Такие исследования проводили также на коммунальном предприятии АТП-1 и электротранспорте. Так вычислили, что на разных маршрутах «теневых» средств насчитывается от 20 до 40 процентов. В среднем же, по самым пессимистическим подсчетам, — 25-30 процентов.
Конечно, перевозчики говорят, что из-за низкого тарифа на перевозку легализация доходов будет им невыгодна. Якобы им придется платить налоги за все, ведь закупка оборудования, деталей и всего прочего будут проводиться через пересчет в банках и продлится очень долго. Но это лишь попытка манипуляции различными расчетами. По нашему мнению, легализация доходов откроет для перевозчиков новые перспективы «.
Сергей Кираль уверяет, что тариф не изменится, ведь из-за легализации средств перевозчики зарабатывать больше настолько, что те 15 процентов, которые нужно будет забирать для нормального функционирования системы, не станут бременем: «Тариф не изменится! На это вовсе нет причин, никакие показатели, финансовые расчеты и бизнес-план на это указывают. Тариф и внедрение этой системы — абсолютно не связанные вещи. Хотя, говоря это, я не исключаю, что тариф на проезд может измениться, но учитывая другие факторы: удорожание топлива , изменение налоговой системы или изменение цены на запчасти.
Кроме того, в Риге реализация проекта стоила 15 миллионов евро. У нас — четыре миллиона евро, что почти в 3,5 раза меньше. В Риге другие экономические условия, все работники, которые работают в сфере транспорта, получают зарплату по нормам Евросоюза. У нас заработная плата работников все же — «украинский». Так и себестоимость проекта — значительно ниже. Плюс к тому в Риге существенно обновляют подвижной состав, что приводит инвестиционные расходы, которые также заложены в цену на проезд. Мы же не предполагаем в ближайшее время, по крайней мере в первые несколько лет существования системы, делать существенные инвестиционных расходов. Так где еще могут быть риски, которые повлияют на увеличение тарифа «.
Сейчас во Львове цена на проезд в маршрутках и электротранспорте различается.И мы не видим экономической целесообразности иметь такую ​​дискриминацию.Однозначно стоит задача постепенно доводить цену за проезд в коммунальном транспорте до уровня частных перевозчиков. Есть требование, согласно кредитным договорам с ЕБРР, в города и к заемщику — Львовэлектротранса, о доведении цены до экономически обоснованного отметки. Хотя бы до 1 гривни 50 копеек. Поэтому в этом году это должно произойти. Было подано соответствующую заявку в правительство, но ее отклонили. Хотя нам известно, что восточно города, подавая заявку на согласование тарифов, получают согласие. Во Львове же — один из самых низких тарифов в коммунальном транспорте «.
Льготники — рассчитайсь!
Вопросам перевозку льготников, которое сейчас для перевозчиков остается болезненным, в управлениях городского совета не занимаются. Ведь, по их мнению, е-билет точно посчитает всех льготников, и диалог с правительством наладится лучше. «Для льготников будет карточка — персонифицированная. Там будет фотография, личные данные и дополнительная информация (номер пенсионного удостоверения, к примеру).
И на карточку будет заложена его льгота. Возможно, на первом этапе будет централизованное издание карточек. Действовать клиентские центры, где льготники смогут выработать себе карточку за несколько минут. Если пассажир будет иметь 100-процентную льготу, то валидацию все равно нужно будет провести. Таким образом мы четко будем знать реальные данные о количестве льготников, каким транспортом и в каких направлении они ездят, которых они категорий. Это даст нам возможность конструктивного диалога с правительством.Сейчас мы не можем получить полной компенсации от правительства именно потому, что не можем представить достоверную информацию. Сейчас даем информацию на основе расчетов управления статистики «, — говорит Сергей Кираль.
Инвестор нас спасет?
Народные избранники опасаются, что новый инвестор не принесет столько блага для Львова, как на это ожидают чиновники. На последней сессии отмечалось, что
«Rigas kart», который инвестирует в е-билет, уже имеет негативную репутацию в Европе. По словам депутатов, от услуг компании отказался железная дорога в Риге. По их мнению, электронным билетом на рижской дороги хотят пользоваться только 13 процентов пассажиров. Зато в мэрии уверяют — наш будущий инвестор в ситуации не виноват. От их услуг отказались по политическим мотивам.
«Я знаю о замечаниях господина Юрия Кужелюка по поводу фирмы» Rigas kart «. Свои выводы о неэффективности этой фирмы он сделал на основе одной статьи. В ней рассказывается, что железная дорога в Риге отказалась от услуг фирмы, якобы из-за слишком оптимистичный менеджмент. Я сразу же обратился к руководителю фирмы за объяснениями и все выяснилось. Причиной расторжения контракта стали политические мотивы. О них, кстати, в статье также упоминается.
На железной дороге сменилось руководство, которое просто не видел смысла легализировать оборот средств на предприятии и отказалось от услуг «Rigas kart».Система даже не была до конца введена, поэтому тех 13 процентов увеличения доходов, которыми оперируют на предприятии, — это только начало проекта. По выходе из проекта электронного билета железная даже готова заплатить 25 тысяч латов компенсации. И этот факт очень подозрителен. В подтверждение моих слов добавлю, что если компания недовольна работой проекта и считает, что «Rigas kart» не выполнила своих обязательств, то зачем они соглашаются заплатить такую ​​большую компенсацию?
Поэтому я считаю, что господин Юрий просто не сориентировался в ситуации и решил озвучить это на сессии. А это формирует неадекватное мнение общества.Господин Кужелюк предоставил «Ратуши» письмо в свой адрес от г Кираля, из которого он ничего не понял. Мы тоже трижды прочитали этот образец эпистолярного творчества чиновника (подаем его на этой странице) и почти ничего не поняли. Странно, не так ли?
«Возможны разные варианты того, как долго будет действовать завалидований билет, — прогнозирует начальник управления внешнеэкономических отношений и инвестиций Львовского городского совета. — Конечно, система будет дотационной. Скорее всего будет так, что после валидации в течение 30-40 минут пассажир может передвигаться в общественном транспорте. И ввести ограничение на количество валидаций течение этого времени. есть, если пассажир после первой валидации за 40 минут делает пересадку и еще раз валидуе билет, то его поездка будет бесплатной.
Если за это время будет проведено две валидации, то за вторую надо будет уже платить. В начале будет бумажный одноразовый билет с магнитной лентой. На нем будет фиксироваться время, когда пассажир осуществил валидацию. Однако такая система действовать не всегда, через некоторое время билеты будут только двух «электронных» типов: пластиковый и бумажный. Разница в том, что пластиковый является постоянно действующим и многократным. А в бумажном хоть и встроенный чип, его можно программировать только на определенное количество проездов.
Каждый билет имеет свою себестоимость. Если себестоимость пластикового билета — 20 гривен, то покупая его, пассажир платить также и эту себестоимость.Она останется в виде депозита на билетные. То есть если человек захочет сдать билет, то ему вернут размер его себестоимости. Но если билет был поврежден или потерян, то деньги не вернут. В случае бумажного билета его себестоимость также будут заложены в цену и она будет зависеть от количества поездок. В нашем городе минимальное количество поездок должно составлять 10 «.
Валидаторы — из Европы
Стоимость одного валидатора, которые будут устанавливать в общественном транспорте — 2,5 тысяч евро. «Мы рассчитывали так, что в больших автобусах валидаторы будут на каждую дверь, — рассказывает Кираль. — Из них один или два — комбинированные, с возможностью валидации одноразового билета, остальные — для бесконтактных билетов. Делать все валидаторы комбинированных не стоит, ведь через некоторое время планируем перейти полностью на электронные билеты. Также во всех единицах общественного транспорта будет консоль водителя. Это такое устройство, имеет своеобразный паспорт этого транспортного средства, где есть вся информация о нем, маршрут и GPS.
Таким образом сможем проследить маршрут в конкретную минуту. Так мы сможем контролировать маршрут и график всех транспортных средств. Для этого закупают серверы, на которые и будет поступать вся информация со всего общественного транспорта «.

Кристина ИНЖУВАТОВА

«Ратуша», 16 февраля

Добавить комментарийНет комментариев