Ножницы для страны

После административно-территориальной реформы Львову «светит» статус … райцентра. Разговор с Юрием Ганущаком, народным депутатом.

Административно-территориальная реформа, которую в свое время попытался провести Роман Бессмертный, завершилась провалом. К этой теме подходили с опаской — слишком много негатива она вызвала. Однако проблема недос ¬ умирали административного деления осталась и, решая ее, следует воспользоваться европейским опытом и природными тенденциями регионов — считает народный депутат Украины Юрий Ганущак. В свое время, работая в правительстве, он разработал методологию нового административного деления. Вопрос, по его мнению, является перезрелым.
— Юрий, о необходимости реформы можно говорить сколько угодно, но сначала хотелось бы выяснить: что плохого в действующем админподили Украине? По крайней мере к нему все привыкли …
— Для этого надо обратить внимание на глобальные вызовы, стоящие перед нашей страной. Ведь они непосредственно связаны с пространственной организацией власти. Административно-территориальное устройство — это скелет государства, сбалансированный на всех уровнях, которые между собой не пересекаются в полномочиях.
Все реформы в Европе базировались на понимании того, какие полномочия государство может передать на места. Выяснилось, что абсолютно все … Кроме вещей, которые гарантируют безопасность государства и международную политику. В Европе даже определили, какими должны быть по размеру и населению административные единицы, там разработали так называемую номенклатуру «Нац».
Другой вызов — интенсификация сельского хозяйства. Только фирма, которая имеет свыше 10 тысяч гектаров пашни, может самостоятельно выходить на внешний рынок. Меньшие предприятия способны работать на национальном рынке, а приусадебные участки никакой экономической роли не играют. Это означает, что в районе, где живет 20 тысяч жителей, сельским хозяйством заниматься более 4 тысяч. Остальные будут вынуждены мигрировать или в мегаполисы, или, хуже — в другие государства. Зато село с хорошей инфраструктурой является комфортным для жизни, при этом люди работают в ближайшем городе. Поэтому оптимальной является модель общества «город и окрестные села». Большинство территорий находится в зоне доступности. Там, где такой зоны нет, формируется искусственный сельская община.
— Анализировали ли вы ошибки Романа Бессмертного?
— Первая ошибка. Скажем, вы объединяете четыре села с ФАПом, школой, детским садом … Это так называемый социальный способ объединения. Но такая система не устойчива, потому что там отсутствует главный элемент — работа. Люди работают в городе. Собственно вокруг городка объединяются окрестные села. Определять из нескольких сел главное — опасно, это станет источником постоянных конфликтов.
Роман Безсмертный предложил объединить области и нажил себе врагов.
— Что будет наименьшей единицей административно-территориального устройства после реформы?
— Общество. Но в каждой деревне, за исключением небольших хуторов, избирать старосту, который будет посредником между жителями и органами власти и самоуправления. А органами самоуправления будут сельский, поселковый и городской общины. С одинаковыми полномочиями, разница только в статусе центра. Такая модель появилась еще во время моей работы в Минрегионстрое в 2008-2010 годах. Среди главных принципов — доступность центра общины. Поэтому в Украине должно остаться около 1400 общин и 99 районов — этот уровень мы предлагаем укрупнить. Относительно функций — благоустройство территории, среднее образование, первичная здравоохранение, культурные мероприятия и социальная помощь.
Есть еще территориальные органы государственной власти, которые не входят в состав госадминистраций, но присутствие которых необходимо, — милиция, пожарная охрана, скорая помощь. Также речь идет об отделении пенсионного фонда, казначейства — должен быть человек, который будет обслуживать территориальный бюджет.
— Если говорить о районах, то какие функции они будут выполнять?
— Главная функция — госпитальный округ. Минимальное число жителей — 150 тыс. При этом ни одной действующей больницы не закроют. Второй критерий — нозологии, которые лечатся на вторичном уровне, лечиться в районе. Третье требование — 95% жителей лечиться в районе. Тогда легко угадать, где будут районные центры. По принципу асимметричного диполь, т.е. подальше от больших городов.
— Сейчас на Львовщине 20 районов. Сколько их останется, и какие города станут районными центрами?
— Положив на стол карту, это легко определить. Дрогобыч, Самбор, Стрый — на юге, Львов в центре области, два города на севере — Червоноград и Броды.
— В Украине есть два города с особым статусом — Киев и Севастополь. Что делать с ними?
— У нас есть предложения для обоих случаев. Киев — единственный город, где районы нужно переводить на уровень административно-территориальных единиц. Дело в том, что концентрация власти в одних руках, как показывает правления Леонида Черновецкого, к добру не ведет. Поэтому большинство функций следует передать на уровень районов Киева со статусом самоуправляющихся единиц. Относительно Севастополя … Фактически это огромная территория, всего там 33 поселения разного уровня. По нашему мнению, его надо разделить на пять общин — города Севастополь, Инкерман и Балаклаву, а также поселок Кача и село Орлиное. При этом остается Совет Большого Севастополя и государственная администрация, в функции которой, в частности, относятся контакты с украинскими ВМС и Черноморским флотом РФ.
— Когда ожидаете проведения этой реформы?
— Прогнозирую, что реформа будет через год. Замечу очень существенный позитив: хотя ее можно было провести давно, у нас разработаны все методики, их согласован со всеми ОГА, кроме Житомирской области и правительства Крыма. Есть прогресс, областная власть Житомира заинтересована в нашем варианте. Министр Анатолий Близнюк адекватно воспринимает проблему. В Верховной Раде находится законопроект об объединении общин, когда его проголосуют, областные администрации займутся перспективные планы разви ¬ тия админтеродиниць. При этом областной уровень не реформировать территориально, только появятся исполкомы советов. Реформу надо проводить руками администраций, а потом переходить на префекторальний уровень. Все страны прошли через добровольный этап, но заканчивали силовым вариантом, поскольку сельский голова никогда не согласится отдать пост.

Беседовал Александр Сырцов

«Львовская газета», 2 февраля

Добавить комментарийНет комментариев