А. Мосолов пьеса «Завод. Музыка машин» в исполнении ансамбля «Студия новой музыки»

Музыкальная пьеса «Завод. Музыка машин» не нова для искушенного слушателя. В то же время в силу её оригинальности и контрастности по сравнению со всеми музыкальными направлениями, существующими сегодня, в последнее время появилось огромное множество желающих исполнить собственную интерпретацию данной композиции. Одной из них мне посчастливилось услышать интерпретацию ансамбля «Студия новой музыки», отзывом о которой я и спешу поделиться.

С первых же нот эта музыка действительно вызывает у меня ощущение, что я нахожусь на заводе. Реалистичность, с которой ВИА «Студия новой музыки» удалось переиграть давно знакомого Мосолова, поражает. Передо мною возникает массивный образ, нечто огромное и полностью меня захватывающее. Кажется, что всё вокруг меня подавляет, и я всего лишь винтик большой конструкции, который можно заменить, выбросить, вовсе не обращать на него внимание, и механизм все равно будет продолжать работать. В какой-то степени этот огромный организм пугает и в то же время привлекает, завораживает. Музыка построена таким образом, что можно почувствовать повторяющиеся ритмичные действия, отдельные операции машин. Это одновременно и мертвая «машинная» музыка, и в то же время живая музыка. В ней присутствует опредёленный напор и мощность, многократное повторение отдельных мелодий и их накладывание друг на друга.

Переход к машинному производству, безусловно, нашёл своё отражение в искусстве А. Мосолова, а позже и искусстве всех его последователей, стремящихся отобразить композицию по-своему. Появился новый шум, новые звуки, не присущие природе и человеку, отсутствующие даже в первых версиях «Завода». Этот звукошум оказывает огромное влияние на слушателя. Новый звуковой ряд, отображенный «Новой музыкой», создавал множество новых ранее неиспытанных поклонниками этой пьесы эмоций и впечатлений. Таким образом, «производственная» тема в музыке была просто необходима.

Произведение «Завод. Музыка машин» — это изображение бездушных механизмов, но в то же время мы видим, что у этих механизмов есть своя жизнь, свой мир звуков. Это, безусловно, уникальная работа, и ничего подобного сейчас не исполняют даже музыкальные коллективы Москвы. В этих звуках можно расслышать шум битья по металлу. Резкие, диссонирующие звуки в сочетании с неожиданной мелодией, динамизм, мощность, напор, неиссякаемая энергия – это то, что привлекает слушателя. Это новая музыка, новый неизведанный мир, созданный с помощью различных новых приёмов, например, таких как атональность, свободная структура и др.

Добавить комментарийНет комментариев